Культелеев Т. 10 актуальных вопросов цифровизации в Казахстане или почему иностранцу всё сложнее открыть бизнес в общей юрисдикции и МФЦА // Zakon.kz - 2025.07.16
(информация действительна по состоянию на 15 июля 2025 года)
В последние годы Казахстан сделал значительный шаг вперёд в направлении цифровизации государственных услуг, включая процессы регистрации юридических лиц, а также взаимодействия с государственными органами через онлайн-платформы, такие как eGov [1] и e-Residence [2]. На первый взгляд это должно было упростить жизнь инвесторам и предпринимателям, в том числе иностранным. Однако на практике цифровизация не всегда означает упрощение.
За формальной цифровой оболочкой сохраняются сложные бюрократические процедуры, которые могут поставить под сомнение весь процесс открытия бизнеса, особенно если инициатор – иностранное физическое или юридическое лицо. Новеллы миграционного и налогового законодательства, а также требования в сфере цифровизации, которые вступили в силу в 2024–2025 годах, стали вызывать серьёзные вопросы как у самих предпринимателей, так и у юридических консультантов, сопровождающих такие проекты.
В данной статье мы разберём 10 ключевых вопросов, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы при попытке зарегистрировать юридическое лицо в Республике Казахстан (далее – "РК") и Международном финансовом центре "Астана" (далее – "МФЦА"), получить ИИН [3], БИН [4], ЭЦП [5] и пройти иные обязательные процедуры. Мы также рассмотрим пробелы в законодательстве, противоречия между различными нормативными актами и потенциальные риски, о которых важно знать заранее.
Содержание
Вопрос № 1. Требуется ли личное присутствие при регистрации юридического лица? Вопрос № 2. Необходимо ли иметь ИИН иностранному физическому лицу? Вопрос № 3. Каков порядок получения ИИН? Вопрос № 4. Необходимо ли иметь БИН иностранному юридическому лицу, создающему юридическое лицо, филиал или представительство? Вопрос № 5. Для каких целей можно получить БИН? Вопрос № 6. Каков порядок получения иностранной компанией БИН? Вопрос № 7. Каков порядок получения ЭЦП компаниям с участием нерезидентов? Вопрос № 8. Порядок использования ЭЦП? Вопрос № 9. Каковы последствия получения ИИН/БИН? Вопрос № 10. В каких случаях необходимо вносить корректировки в ИИН/БИН?
1. Требуется ли личное присутствие при регистрации юридического лица?
В настоящее время для регистрации юридического лица на иностранное физическое лицо в РК необходимо наличие РВП [6] категории "бизнес-иммигрант" для граждан ЕАЭС или визы категории С5. В частности, согласно Закону о миграции [7]: "Запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд или разрешение на временное проживание в качестве бизнес-иммигрантов, за исключением иммигрантов, имеющих вид на жительство иностранца или удостоверение лица без гражданства." (п. 2 ст. 40).
Визу категории C5 можно получить в консульствах РК за рубежом при наличии зарегистрированного письма-приглашения в органах внутренних дел, а РВП выдаётся уже на территории РК, и его получение – процесс непростой. Для РВП необходимо [8] иметь справку об отсутствии судимости, медицинскую [9] справку формы 028/у [10], страховку, согласие собственника помещения, справку о прохождении дактилоскопии и ИИН.
С 2024 года обязательным стало наличие ИИН у учредителя-физического лица. Получить ИИН можно только на территории Казахстана – в консульствах эта услуга не предоставляется. Ранее ИИН не требовался, и регистрирующий орган оставлял соответствующее поле пустым, как это до сих пор допускается в случае с иностранными учредителями-юридическими лицами.
Полагаем, что вышеуказанные требования должны соблюдаться и участниками МФЦА. Однако Регистратор МФЦА не требует при регистрации компаний наличия визы C5 или РВП бизнес-иммигранта. Вероятно, это связано прежде всего с тем, что регистрация юридических лиц в МФЦА осуществляется онлайн через портал e-Residence.
Кроме того, иностранный учредитель-физическое лицо должен физически находиться в Казахстане на момент регистрации ТОО. Это связано с тем, что база органов юстиции интегрирована с системой "Беркут" (данные о пересечении границы). Полагаем, что такие требования введены с целью отсеять компании-однодневки и исходя из буквального понимания статьи 40 Закона о миграции, которая гласит, что бизнес-иммигрант в течение двух месяцев со дня въезда на территорию РК обязан зарегистрировать коммерческую организацию или вступить в состав участников (акционеров).
Однако остаётся вопрос: если учредитель компании в МФЦА решит соблюсти требования Закона о миграции и получит визу C5 или РВП, нужно ли ему находиться в РК и сколько времени он должен там находиться, учитывая, что процесс рассмотрения документов с участием нерезидентов проходит по процедуре Strategic Fit и занимает около двух месяцев.
При этом Закон о регистрации юридических лиц [11] устанавливает исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для регистрации юридических лиц. Требование каких-либо документов и сведений, кроме предусмотренных, запрещается (ст. 6). Следовательно, Закон о миграции и Закон о регистрации юридических лиц не согласованы друг с другом.
Кроме того, 14 октября 2014 года был ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе [12]. Приложением № 16 (п. 24 - о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций) к Договору о ЕАЭС [13] определено, что каждое государство-член предоставляет лицам любого государства-члена в отношении учреждения и деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории. Таким образом, внесённые изменения в ст. 40 Закона о миграции, на наш взгляд, нарушают положения международного договора, ратифицированного РК и имеющего приоритет над национальным законодательством в силу Закона о правовых актах [14].
Что касается регистрации юридического лица с участием иностранного юридического лица, филиала, представительства иностранной компании, то, разумеется, требование о визах/РВП в данном случае неприменимо. Регистрация может быть осуществлена по доверенности, и присутствие руководителя на данном этапе не требуется (за исключением этапов получения ИИН и ЭЦП, о чём подробнее будет рассмотрено в следующих вопросах).
Регистрация юридического лица, филиала, представительства с иностранным участием осуществляется через ЦОН [15], так как через онлайн-платформу eGov не предусмотрена возможность загрузки выписки из торгового реестра. Кроме того, для этого требуется ЭЦП учредителя, которой априори у нерезидента нет (о чём также будет подробнее рассказано в следующих вопросах). Однако регистрация юридического лица, филиала, представительства с иностранным участием в МФЦА полностью осуществляется в онлайн-режиме: разработан удобный портал e-Residence, позволяющий без труда осуществить регистрацию онлайн, а также самостоятельно оплатить пошлину. Заявление при этом подаётся доверенным лицом и подписывается его ЭЦП.
2. Необходимо ли иметь ИИН иностранному физическому лицу?
ИИН для иностранного физического лица требуется в следующих случаях, например:
• для учредителей юридических лиц (за исключением МФЦА); • для руководителей юридических лиц, филиалов, представительств, зарегистрированных в РК, в том числе в МФЦА (причём ИИН должен быть получен до регистрации); • для работников юридических лиц, филиалов, представительств, зарегистрированных в РК; • для открытия банковского счёта (личного, а также корпоративного – в некоторых банках); • для получения ЭЦП (личной и корпоративной); • для получения некоторых медицинских услуг (в том числе справки формы 028/у для получения РВП); • для прохождения дактилоскопии и последующего получения РВП.
Получение ИИН руководителями иностранных юридических лиц для целей получения БИН нерезидента является опциональным и строго по закону не требуется.
Однако, если БИН нерезидента в будущем будет использоваться для оформления ЭЦП, то в заявке на получение БИН должен быть указан ИИН первого руководителя иностранной компании. Указание ИИН представителя или иного лица недопустимо, поскольку при выдаче ЭЦП юридического лица она привязывается к ИИН руководителя.
Например, ЭЦП может потребоваться для участия иностранной компании в государственных тендерах через специальные электронные платформы, для получения производителями фармацевтической продукции серийных номеров на лекарственные препараты, выдаваемых государством, а также для использования онлайн-банкинга в некоторых банках Казахстана (например, Freedom Finance, Банк ЦентрКредит).
В таком случае в заявлении на получение БИН следует указать ИИН руководителя, который будет привязан к БИН. Если этого не сделать сразу, в дальнейшем потребуется подавать заявление на корректировку данных для привязки ИИН.
3. Каков порядок получения ИИН?
ИИН присваивается Министерством внутренних дел РК. Ранее его можно было получить как онлайн, так и через ЦОН. Однако впоследствии онлайн-доступ был закрыт, и возможность получения ИИН осталась только через ЦОН – лично или через представителя по доверенности. С 24 февраля 2024 года ИИН стало возможно получить только при личном обращении иностранного гражданина в ЦОН [16].
Что примечательно: в ЦОНах Астаны ИИН выдают бесплатно, а в Алматы взимается пошлина в размере 5500 тенге.
При этом у заявителя должна быть SIM-карта с местным номером мобильного оператора, на которую будет отправлено SMS с номером ИИН. Следует отметить, что с 25 марта 2025 года введена биометрическая регистрация при покупке новых SIM-карт. Также установлена ответственность за незаконную передачу SIM-карт третьим лицам и за использование SIM-боксов [17].
С 13 апреля 2024 года был запущен пилотный проект по выдаче ИИН во всех консульствах РК – сроком до 31 декабря 2024 года [18]. Это нововведение оказалось очень удобным, однако, к сожалению, никто не позаботился о его своевременном продлении. В результате с января 2025 года иностранные граждане вновь были вынуждены лично приезжать в Казахстан для получения ИИН, что для многих неудобно из-за финансовых и временных затрат, а также из-за бюрократических процедур, связанных с оформлением въездных виз.
С 18 апреля 2025 года введён в действие новый пилотный проект (сроком до 31 декабря 2025 года) [19]. Тем не менее несмотря на то, что прошло более двух месяцев, многие консульства до сих пор не начали выдачу ИИН.
Новшеством нового пилотного проекта стало то, что теперь ИИН в консульствах могут получить не все иностранные граждане, а только отдельные категории, в частности:
• инвесторы [20], • руководители нерезидентов, • участники оборота маркируемой продукции и товаров, подлежащих прослеживаемости, • руководители юридических лиц, филиалов и представительств, зарегистрированных в РК, и др.
При этом в перечне отсутствуют:
• руководители ещё не созданных ТОО/филиалов (так как в правилах указано слово "зарегистрированных", и, к сожалению, уже известны случаи отказов консульств РК в присвоении ИИН таким руководителям); • представители иностранных компаний, обращающиеся за получением БИН (например, для открытия банковского счета, получения ЭЦП).
4. Необходимо ли иметь БИН иностранному юридическому лицу, создающему юридическое лицо, филиал или представительство?
Получение БИН нерезидента для учредителя юридического лица не требуется. Несмотря на наличие соответствующего поля для ввода БИН в заявлении, подаваемом в ЦОН, его принято оставлять пустым.
Во-первых, ни Закон о регистрации юридических лиц, ни какой-либо другой нормативный акт не устанавливает требования о необходимости получения БИН нерезидента.
Во-вторых, в налоговой форме о постановке на налоговый учёт [21] нет основания, такого как регистрация юридического лица (исключение – если юридическое лицо-нерезидент приобретает ценные бумаги или доли участия в случае невыполнения условий, установленных подп. 8) п. 9 ст. 645 НК [22]).
В-третьих, отсутствие требования о получении БИН нерезидента неоднократно подтверждалось органами юстиции [23], и по состоянию на дату написания настоящей публикации мнение регистрирующего органа не изменилось.
Вместе с тем некоторые компании получают ИИН на руководителя компании-нерезидента и БИН нерезидента с целью получения ЭЦП и подачи заявления о регистрации юридического лица онлайн через портал eGov.
БИН компании-нерезиденту можно получить как путём обращения в налоговый орган, так и на сайте Комитета государственных доходов [24]. ЭЦП можно оформить в ЦОН, а также в консульствах Казахстана [25] – при наличии ИИН/БИН нерезидента.
Однако такой подход не всегда оправдан, поскольку: он неэффективен с точки зрения временных затрат; существует риск аннулирования БИН (о чём будет сказано далее); получение БИН нерезидента связано с необходимостью перевода большего количества документов (устав, выписка из торгового реестра, паспорт директора, доверенность), чем требуется при подаче документов на регистрацию юридического лица по принципу "одного окна" (где достаточно предоставить лишь выписку и доверенность).
5. Для каких целей можно получить БИН?
Получение БИН осуществляется на основании заявления о регистрации налогоплательщика.
В п. 2 ст. 75 НК установлены основания регистрации юридического лица-нерезидента в качестве налогоплательщика (приведём наиболее распространённые):
Налоговые органы вносят сведения о юридическом лице-нерезиденте в государственную базу данных налогоплательщиков, если оно:
• осуществляет деятельность в РК через постоянное учреждение без открытия филиала или представительства; • приобретает ценные бумаги или доли участия при невыполнении условий, установленных подп. 8) п. 9 ст. 645 и подп. 7) ст. 654 НК; • открывает текущие счета в банках второго уровня-резидентах.
На практике БИН чаще всего получают для открытия банковского счёта. Также БИН используется:
• для открытия счёта (но не обязательно) в Центральном депозитарии ценных бумаг; • для регистрации в залоговых реестрах; • для участия в государственных тендерах, которые в основном проходят через электронные платформы.
Кроме того, с 1 июля 2024 года в Казахстане введена обязательная сериализация лекарственных средств. Все лекарства, импортируемые в Казахстан, должны содержать средство идентификации – двумерный матричный штрихкод формата Data Matrix.
Казахстан активно расширяет маркировку и на другие товары: табак, алкоголь, одежду, напитки, ювелирные изделия. Это соответствует общему тренду – борьбе с контрафактом и повышению прослеживаемости продукции от производителя до конечного потребителя во всех ключевых отраслях.
Для получения серийных номеров производитель обязан зарегистрироваться в информационной системе прослеживаемости товаров (ИС МПТ), оператором которой является "Kazakhtelecom" (платформа Ismet). Регистрация осуществляется через портал с использованием ЭЦП [26].
Поскольку НК не предусматривает регистрацию юридического лица-нерезидента специально для целей маркировки, заявители вынуждены указывать иное основание – открытие банковского счёта. Это делается, как правило, по устной рекомендации сотрудников, принимающих документы, однако такой подход может нести определённые риски.
6. Каков порядок получения иностранной компанией БИН?
Рассмотрим наиболее распространённое основание получения БИН — открытие банковского счёта.
Согласно п.п. 2 и 7 ст. 76 НК, юридическое лицо-нерезидент, открывающее текущие счета в банках-резидентах, обязано до открытия счёта зарегистрироваться в качестве налогоплательщика.
Для регистрации в качестве налогоплательщика нерезидент подаёт в налоговый орган по месту нахождения банка налоговое заявление о постановке на регистрационный учёт с приложением нотариально засвидетельствованных копий следующих документов:
• учредительные документы; • документы, подтверждающие государственную регистрацию в стране инкорпорации с указанием номера регистрации (или его аналога); • документы, подтверждающие налоговую регистрацию (при наличии) в стране инкорпорации или стране резидентства, с указанием налогового номера (или его аналога); • протокол собрания совета директоров или аналогичного органа управления [Примечание Т.К.: об открытии банковского счёта]; • документы, содержащие сведения о бенефициарном собственнике.
На практике также часто запрашиваются:
• выписка из торгового реестра или certificate of incumbency, содержащие сведения о регистрации, директоре, акционерах; • копия паспорта руководителя.
Все документы иностранной компании должны быть апостилированы или легализованы [27], и иметь нотариально заверенный перевод на русский или казахский язык.
Важно: налоговый орган требует именно нотариально заверенные копии документов, а не оригиналы. То есть, даже если нерезидент направит копию устава, нотариально заверенную иностранным нотариусом, – ввиду того, что с апостилем такой документ выглядит как оригинал, – налоговый орган всё равно потребует изготовить нотариально заверенную копию уже в Казахстане.
7. Каков порядок получения ЭЦП компаниям с участием нерезидентов?
С 28 июня 2025 года ужесточены правила получения ЭЦП [28]. Получить ЭЦП по доверенности стало невозможно. Теперь ЭЦП можно только лично и при условии прохождения биометрической идентификации. В случае неуспешной биометрической идентификации, либо отсутствия фотоизображения услугополучателя в государственной базе данных физических лиц, услугополучатель подаёт заявку на получение ключей ЭЦП на своем персональном компьютере, после чего обращается в ЦОН или консульство (список на сайте pki.gov.kz) для прохождения очной идентификации и её подтверждения. Кроме того, заявителю необходимо иметь телефон с возможностью получения SMS (пока непонятно может ли это быть иностранный номер, так как при получении ЭЦП через ЦОН SMS можно получить только на местный номер сотового оператора) и регистрации такого номера в казахстанской базе мобильных граждан (БМГ).
Таким образом, в процессе регистрации юридического лица, филиала или представительства нужно учитывать, что теперь руководитель должен лично прибыть в Казахстан получить ИИН, дождаться регистрации ТОО, и только затем оформить ЭЦП.
Однако пока еще не все загранучреждения (консульства) реализовали такую возможность, а без ЭЦП невозможно пользоваться ключевыми государственными услугами (так, например, без регистрации трудового договора в ЕСУТД [29] невозможно получить рабочую визу, а без доступа к ЭСФ [30] и налоговому кабинету практически парализуется операционная деятельность), а также банковскими сервисами некоторых банков, которые требуют наличия ЭЦП.
Более теперь из-за отсутствия получения ЭЦП по доверенности мы полагаем, что могут возникнуть сложности с ликвидацией ТОО при отсутствии руководителя, так как без ЭЦП невозможно инициировать налоговую проверку (так как все документы подаются через налоговый кабинет).
Наиболее продуктивно в этом плане подошли разработчики портала e-Residence, на котором происходит регистрация компаний в МФЦА. Заявление на нем подписывается с помощью ЭЦП заявителя физического лица, которому поручено на основании решения учредителей произвести регистрацию компании в МФЦА. При этом осуществляется процедура KYC (фото верификация) заявителя, директоров, акционеров физических лиц и бенефициарных собственников. Пройти такую верификацию можно с любого компьютера или смартфона, а подписание заявления ЭЦП подтверждает подлинность предоставляемых сведений.
Еще одним удобным новшеством в МФЦА с 1 января 2025 года является введение так называемого зарегистрированного электронного адреса компаний [31] (ст. 24-1 Companies Regulation) [32] с которого регистратор и органы МФЦА принимают уведомления без скрепления ЭЦП [33].
8. Порядок использования ЭЦП?
С 13 марта 2025 года вступили в силу новые изменения в КоАП [34], затронувшие бухгалтеров, аутсорсеров и всех, кто использует ЭЦП в рабочем процессе.
За нарушение законодательства о персональных данных и их защите, выраженное в незаконном сборе, обработке персональных данных и несоблюдении мер по их защите, размер административных штрафов был увеличен до трёх раз. Теперь, согласно ст. 79 КоАП, размер штрафа составляет от 30 до 2000 МРП [35] (от 117 960 тенге до 7 миллионов 864 тысяч тенге).
Помимо этого, введён новый вид административного правонарушения — за нарушение законодательства РК об электронном документе и электронной цифровой подписи (ст. 640 КоАП). Так, предусмотрена административная ответственность за использование ЭЦП другим лицом.
Законодательством предусмотрено делегирование полномочий по использованию ЭЦП, но оно должно быть оформлено в соответствии с требованиями закона – например, через доверенность и приказы [36]. Кроме того, 8 июня 2024 года в п. 3 ст. 10 Закона об ЭЦП [37] были внесены поправки, которые позволяют делегировать право подписи без передачи ключа.
Так, руководитель юридического лица или лицо, его замещающее, вправе наделять полномочиями работника данного юридического лица или назначенного им лица на подписание электронного документа. При этом каждый сотрудник использует регистрационное свидетельство и соответствующий ему закрытый ключ электронной цифровой подписи, полученный на своё имя (п. 3 ст. 10).
Для делегирования первый руководитель, посредством личного кабинета НУЦ РК, в меню "Делегирование прав" наделяет полномочиями конкретного сотрудника организации, имеющего действующие ключи ЭЦП, по шаблону "Сотрудник с правом подписи" – по его ИИН.
Фактически создаётся собственная ЭЦП бухгалтера или аутсорсера, в которой указаны его ИИН и ФИО. С её помощью можно сдавать налоговую отчётность и совершать другие необходимые действия от имени компании.
Этот механизм вполне успешно работает, позволяя вести бухгалтерию и управлять процессами без нарушения законодательства и без риска штрафов.
При этом необходимо оформить делегирование полномочий документально. Это можно сделать через дополнительное соглашение – приложение к договору / трудовому договору с чётко прописанными полномочиями [38].
9. Каковы последствия получения ИИН/БИН?
Каких-либо последствий наличия ИИН у иностранного физического лица нет. Наличие ИИН не означает необходимость сдавать какую-либо отчётность в Казахстане.
Что касается последствий БИН и должны ли компании, получившие БИН, сдавать отчётность – ответ на этот вопрос не вполне однозначен. Однако из ответов налоговых органов следует, что если получение БИН было связано с открытием счёта в банке, то это не влечёт каких-либо налоговых последствий. Однако, если в связи с этим компания будет осуществлять деятельность в Казахстане – например, приводящую к созданию постоянного учреждения (ПУ), либо без образования ПУ, но при возникновении налоговых обязательств согласно Налоговому кодексу (например, так работают различные онлайн-компании, оплачивая так называемый "налог на Google") – то необходимо сдавать налоговую отчётность и платить налоги [39].
Необходимо также отметить, что в последнее время участились случаи аннулирования БИН у нерезидентов, не открывших банковский счёт в течение 6 месяцев после его получения – на основании подп. 11 п. 1 ст. 78 НК.
Так, например, у крупнейшей польской фармкомпании – был аннулирован БИН, в результате чего компания не смогла своевременно получить серийные номера и осуществить поставку лекарственных препаратов.
Как уже упоминалось, с 2025 года в консульствах РК была реализована выдача ИИН руководителям фармкомпаний как реакция на прошлогоднюю проблему, когда CEO крупнейших фармкомпаний отказывались ехать в РК только ради получения ИИН (так как ИИН требуется для подачи на БИН и, соответственно, для получения ЭЦП). Таким образом, правила по выдаче ИИН скорректировали, добавив в них возможность руководителям компаний-нерезидентов получать ИИН в консульстве (для целей сериализации). Но сам НК по-прежнему не учитывает, что одной из целей получения БИН может быть именно получение ЭЦП – без открытия счёта или постоянного учреждения.
С 1 января 2026 года планируется введение нового Налогового кодекса, но, к сожалению, как следует из проекта, проблема с получением БИН для целей получения ЭЦП не будет решена. Из новшеств регистрационного учёта пока можно выделить следующее: постановка на регистрационный учёт нерезидента в целях открытия текущего счёта в банке второго уровня будет осуществляться на основании данных банковской организации и налогоплательщика, т.е. нерезиденту не придётся самому обращаться в налоговый орган. При этом регистрационное свидетельство с номером БИН выдаваться не будет (ст. 77) [40] .
10. В каких случаях необходимо вносить корректировки в ИИН/БИН?
В случае изменения Ф.И.О. физического лица, а также его паспортных данных необходимо внести изменения в ИИН, так как, например, в случае получения ЭЦП и несовпадения таких данных оператор не сможет обработать заявку. Изменения вносятся лично физическим лицом через ЦОН.
В случае изменения наименования юридического лица, его руководителя и иных регистрационных данных необходимо заполнить заявление о регистрации юридического лица-нерезидента в качестве налогоплательщика, выбрав опцию "изменение регистрационных данных". Как правило, прилагаются документы, подтверждающие внесение соответствующих изменений.
[1] eGov – Портал электронного правительства (www.egov.kz). [2] e-Residence – Портал Digital Resident для МФЦА (www.digitalresident.kz). [3] ИИН – индивидуальный идентификационный номер. [4] БИН – бизнес идентификационный номер. [5] ЭЦП – электронная цифровая подпись, выдаваемая национальным удостоверяющим центром. [6] РВП – разрешение на временное проживание в РК. [7] Закон РК от 22 июля 2011 года № 477-IV "О миграции населения" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 июля 2025 года). (далее – "Закон о миграции"). [8] Правила выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в РК, утверждены Приказом Министра внутренних дел РК от 4 декабря 2015 года № 992 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 8 декабря 2024 года) (далее – "Правила выдачи РВП"). [9] Перечень заболеваний, наличие которых запрещает въезд иностранцам и лицам без гражданства в РК, утвержден Приказом Министра здравоохранения РК от 30 сентября 2011 года № 664. [10] Приказ Министра здравоохранения РК от 30 октября 2020 года № ҚР ДСМ-175/2020 "Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения, а также инструкций по их заполнению" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 марта 2025 года). [11] Закон РК от 17 апреля 1995 года № 2198 "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 7 января 2025 года). (далее – “Закон о регистрации юридических лиц”). [12] Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – "Договор о ЕАЭС"). [13] ЕАЭС – Евразийский экономический союз. В состав ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан. Основная цель союза – создать единое экономическое пространство, способствующее развитию экономики, торговле и сотрудничеству между странами-участницами. [14] Закон РК "О правовых актах" от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 января 2025 года). [15] ЦОН – центр обслуживания населения. [16] Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам Государственной корпорации "Правительство для граждан", международного технологического парка "Астана Хаб" и дактилоскопической регистрации" от 23 декабря 2023 года № 50-VIII ЗРК. [17] https://www.zakon.kz/obshestvo/6472226-biometricheskuyu-registratsiyu-pri-pokupke-novykh-SIMkart-vvodyat-v-kazakhstane.html [18] Совместный приказ и.о. Министра иностранных дел РК от 19 марта 2024 года № 11-1-4/113, Министра внутренних дел РК от 19 марта 2024 года № 246 и Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 19 марта 2024 года № 166/НҚ "О реализации пилотного проекта по оказанию государственной услуги "Формирование ИИН иностранным гражданам через загранучреждения РК". [19] Совместный приказ Министра иностранных дел РК от 27 марта 2025 года № 11-1-4/181, Министра внутренних дел РК от 27 марта 2025 года № 225 и и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 28 марта 2025 года № 129/НҚ "О реализации пилотного проекта по оказанию государственной услуги "Формирование и корректировка ИИН иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РК". [20] При этом под инвесторами понимаются физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в РК. Инвестициями являются все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства (п. 2 ст. 274 Кодекса РК от 29 октября 2015 года № 375-V "Предпринимательский кодекс РК"). [21] Приказ Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года №160 "Об утверждении форм налоговых заявлений" (Приложение № 8) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 9 декабря 2023 года). [22] Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2025 г.) (далее – "НК"). [23] Ответ Министра юстиции РК от 22 сентября 2014 года на вопрос от 15 сентября 2014 года № 290498 (имеется в СПС "Параграф"). [24] Регистрация налогоплательщиков: https://egov.kz/cms/ru/services/taxation/2f39_mf. [25] Получение ЭЦП в загранучреждениях РК: https://pki.gov.kz/posolstva/. [26] https://markirovka.ismet.kz/ru/business/product/medicine [27] Документы, составленные за пределами РК, должны быть скреплены Апостилем, если государство является участником Гаагской Конвенции 1961 года, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов, либо легализованы в консульском управлении Посольства РК в соответствующем государстве. Документы, выполненные на территории стран – участников "Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Кишинев, 7 октября 2002 года) с участием нотариуса или уполномоченных органов в пределах их компетенции, легализации не подлежат в силу статьи 12 Конвенции. [28] Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26 июня 2015 года № 727 "Об утверждении Правил выдачи, хранения, отзыва регистрационных свидетельств и подтверждения принадлежности и действительности открытого ключа электронной цифровой подписи корневым удостоверяющим центром РК, удостоверяющим центром государственных органов и национальным удостоверяющим центром РК" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 июня 2025 года). [29] ЕСУТД - Единая система учета трудовых договоров. [30] ЭСФ - электронный счет-фактура. [31] См. Гид как зарегистрировать электронный адрес. [32] AIFC Companies Regulations No. 2 от 20 декабря 2017 года (с поправками от 14 октября 2024 года, вступившими в силу 1 января 2025 года). [33] Guidance on Post-registration applications to the Office of the Registrar of Companies и Guidance on Post-registration (event-driven) applications to the Registrar of Companies. [34] Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 2025 года) (далее - "КоАП"). [35] МРП - месячный расчетный показатель, в 2025 году составляет 3932 тенге. [36] https://www.zakon.kz/obshestvo/6470604-kazakhstantsam-napomnili-pravila-ispolzovaniya-etsp.html [37] Закон РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" от 7 января 2003 года № 370-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 7 января 2025 года) (далее - "Закон об ЭЦП"). [38] https://uchet.kz/news/novyy-shtraf-za-ispolzovanie-etsp-drugogo-litsa-kak-izbezhat-riskov/ [39] Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 5 мая 2025 года № ЗТ-2025-01212027 и Ответ на запрос запрос от 4 мая 2020 года № 1 (вх.Фл-К-2438). [40] Открытые НПА: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15096317